Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее

3 июля состоялось очередное заседание Общественного совета при Минобрнауки России. В мероприятии принял участие Министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков.
В рамках заседания совета рабочая группа ректоров ведущих университетов представила аналитический доклад «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее». В докладе представлены выводы, которые извлекли российские вузы из опыта работы системы высшего образования в период пандемии.
Авторы исследования пришли к выводу, что система российского высшего образования выдержала стресс-тест, а приобретенный за время пандемии опыт позволил сформировать «окно возможностей» для очередного шага в развитии российской высшей школы.
В первую очередь, опыт российских университетов продемонстрировал важность цифровых технологий и наличие вопросов, которые не могут быть решены при их отсутствии. В связи с этим, необходимо ускоренное развитие цифровых ресурсов и соответствующих практик образовательного процесса, повышение методической квалификации преподавателей, а также
усовершенствование цифровой инфраструктуры университетов. Говоря о развитии цифровой образовательной среды ректор ТГУ Э.В. Галажинский отметил, что большинство вузов не имеют достаточной цифровой инфраструктуры, и это — вопрос к перезагрузке проекта «цифровой университет».
Пандемия также усилила запрос всех участников образовательного процесса на социальную поддержку и выявила необходимость дальнейшего развития программ психологической поддержки студентов и преподавателей, проработки вопросов трудоустройства студентов и организации студенческой волонтерской деятельности. Еще одним вопросом, требующим внимания по мнению авторов доклада, является формирование навыков самоорганизации и
самообучения у студентов через внедрение новых форм самостоятельной работы и новых методов ее педагогической поддержки. Ректор НИУ ВШЭ Я,И. Кузьминов отметил: «В онлайн-формате тяжелее учиться тем, кто не успел приобрести достаточного опыта обучения в университете». В связи с этим, по его мнению, представляется важным предусмотреть занятия с первокурсниками по развитию навыков самостоятельной учебы, проведения презентаций и дискуссий.
В докладе также отмечается, что при работе университетов в условиях пандемии проявилась необходимость разработки и реализации новой комбинированной модели образовательного процесса, в которой традиционное взаимодействие студентов и преподавателей, практическая, научная и социальная деятельность будут сочетаться с использованием онлайн-курсов и
тренажеров, а также с синхронным обучением в дистанционном формате. При этом, по мнению экспертов, ряд важнейших процессов университетской жизни не поддается переносу в виртуальное пространство. Несколько месяцев дистанционной работы показали, что полностью перенести программы высшего образования в онлайн-формат едва ли удастся, а дальнейшее развитие цифровой среды университетов откроет новые возможности для студентов и преподавателей. «Теперь наша общая задача, с учетом уроков и опыта,
полученных за время пандемии, сформировать модель деятельности организаций в новом изменившемся мире. Я уверен, что высшая школа и наука вместе с Министерством справятся с этой задачей», –заключил В.Н. Фальков.
Ознакомиться с докладом «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее» можно, обратившись по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1GMcBIoP8ITzE_WDVh4nFksX6lceotZY3/view
Facebook Twitter Instagram YouTube VK