Студенты НГСХА приняли участие во всероссийском онлайн-опросе

Российское общество социологов в марте 2020 г. завершило онлайн-опрос «Отношение студенчества к Великой Отечественной войне». Среди 14626 респондентов, ответивших на вопросы анкеты, 359 – студенты нашей академии.
В состав коллектива, ответственного за разработку инструментария социологического исследования и организующего работу в регионах, входила заведующая кафедрой НГСХА «Философия, социология, политология» доктор социологических наук, профессор Г.С. Широкалова.
Галина Сергеевна кратко анализирует и резюмирует итоги завершившегося опроса:
— Одна из целей исследования — изучение коммуникативной памяти — передачи знаний участниками событий младшим поколениям. Безжалостное время берет свое, и коммуникативная память заменяется публичной памятью. За прошедшие годы выросло новое поколение молодежи, сменились идеологические приоритеты, патриотизм провозглашен национальной идеей, а подвиг народа в годы Войны – ее стержнем. Но в городах и селах практически нет уже участников боевых действий, и даже детей войны на всю страну всего около 13 млн человек.
Коммуникативная память все больше становится публичной памятью, которая формируется школьными учебниками, кинофильмами, СМИ.
В нашей академии 5% опрошенных студентов отметили, что среди их родных живы воевавшие в Великую Отечественную, в почти 20% семей есть трудившиеся в тылу в те годы. Вместе с поколением уходят семейные беседы о далеком прошлом. И хотя для двух третей студентов близкие – один из источников знаний о Великой войне, лишь в каждой четвертой семье с большей или меньшей степенью регулярности бывают разговоры на эту тему со старшими
родственниками, в каждой седьмой – с родителями.
Стала тривиальной фраза – «война пришла в каждый дом», а ведь за ней боль потерь, смена отчаяния надеждой, и надежды – отчаянием… В тяжелую годину испытаний у 89% студентов воевали прадедушки и дедушки, у 46% прабабушки и бабушки. Признались в том, что не интересовались этим вопросом 12 человек.
В семьи 40% студентов приходила похоронка или известие о без вести пропавшем родном человеке. Но давность событий притупляет утрату: каждый четвертый не смог ответить на этот вопрос определенно.
Когда уходит поколение, память о нем живет в семейных реликвиях. Таковые есть у 54% семей. Это награды (42%), фотографии (42%), письма (22%), вещи военных лет (17%), документы (16%), военный билет (16%), грамоты, благодарности, статьи из газет (11%), мемуары, дневники, воспоминания (4%)…
В каждой третьей семье День Победы — это «праздник со слезами на глазах», для каждой второй — день памяти о родных, прошедших войну, каждой десятой — день гордости за СССР.
Историческая память молодежи все чаще формируется внешними источниками информации. Назовем самые значимые для студентов: учителя и школьные учебники, советские художественные фильмы, встречи с ветеранами, советские документальные фильмы (от 76 до 47%). Среди новых форм познания называются форумы в интернете (каждый пятый), ток-шоу по ТВ (каждый двенадцатый). Сравнительная редкость обращения к ним объясняет тот факт, что практически все респонденты (99%) уверены, что СССР внес значительный вклад
в Победу над фашистской Германией, а половина сохраняет веру, что «Подвиг
старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером
для новых поколений».
По сложившейся традиции, обобщенные данные итогов исследования будут выставлены на сайте РОС, чтобы все интересующиеся историей могли использовать их в своей работе.
В нашем вузе исследование было проведено заместителями деканов по воспитательной работе: М.В. Багровой, С.Ю. Блиновой, М.А. Гориным, М.А. Давыдовой, Т.В. Залетовой, М.Ю. Котыновой, Ю.Н. Платонычевой, И.П. Шкаловой методистом Центра развития студенческого творчества Е.Е. Чавачиной, доцентом кафедры «История и иностранные языки» В.А. Чистяковым, под руководством начальника Управления по воспитательной работе и социальной политике В.В. Иванова.
Участие в исследованиях РОС – это научное волонтерство и поэтому руководитель исследования руководитель исследования д.филос.н., проф. Ю.Р. Вишневский (Екатеринбург), и другие члены авторского коллектива особо благодарят преподавателей, проводивших социологический опрос в своих вузах.
Facebook Twitter Instagram YouTube VK