agri_new

Учебная и методическая работа факультета

 Организация учебного процесса

Организация образовательного процесса осуществляется через учебный и научно-исследовательский процесс. Учебный процесс организуется совместным взаимодействием деканата, кафедр и методического совета факультета.

Организация учебного процесса по всем формам обучения специальности «Ветеринария» и направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза» соответствует утвержденному учебному плану (Протокол № 2 от 16.03.2007 и Протокол №3 от 28.06.2011), по всем параметрам (график учебного процесса, трудоемкость по циклам дисциплин, объем времени на учебную и производственную практики и итоговую аттестацию, недельная аудиторная нагрузка студентов, количество зачетов, экзаменов и курсовые работы) соответствуют государственным стандартам.

Структура и содержание рабочего учебного плана (федеральный компонент) по специальности «Ветеринария» и направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза» разработаны в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по ГОС и ФГОС ВПО. Учебный план по перечню дисциплин федерального компонента, их трудоемкости и распределению по циклам соответствует ГОС И ФГОС ВПО. Общее количество часов теоретического обучения составляет 9070 часов по специальности «Ветеринария» и 8958 часов по направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Объем учебной нагрузки по циклам дисциплин и дисциплинам соответствует требованиям ГОС И ФГОС ВПО. В блоках дисциплин по выбору студентов имеются альтернативные дисциплины. Данные дисциплины ориентированы как на удовлетворение общеобразовательных потребностей, так и на получение конкретных профессиональных знаний.

Деканат несет ответственность за организацию учебного процесса: организует систематический контроль процесса обучения, осуществляет мероприятия по его корректировке, анализирует состояние успеваемости и посещаемости студентами учебных занятий, координирует действия кафедр факультета и академии по вопросам учебной деятельности студентов.

График учебного процесса составлен с указанием календарных сроков и представлен на информационном стенде академии.

Расписание занятий является удобным для студентов, не имеет разрывов и предусматривает компактное расположение аудиторий в пределах одного рабочего дня.

Лекционные занятия проводятся в специально оборудованных для этого аудиториях, оборудованных мультимедиа средствами. На практических и лабораторных занятиях учебная группа делится на две подгруппы численностью по 13-15 человек. Для студентов старших курсов предусмотрен день самостоятельной работы.

Все дисциплины по выбору изучаются как альтернативные (не менее двух). Расписание экзаменационных сессий соответствует нормативам. Контроль качества знаний студентов обеспечивается промежуточной аттестацией студентов 2 раза в учебном году в виде зачетов и экзаменов во время сессии.

Деканат ведет строгий учет посещаемости и успеваемости студентов. Экзаменационные ведомости, справки, заявления студентов хранятся в отдельных папках.

Учебно-методический отдел академии, деканат и заведующие кафедрами ведут учет выполнения преподавателями учебной нагрузки. На каждый месяц оформляется сводная ведомость с отметкой о проведении преподавателем учебных занятий и текущих контрольных мероприятий. Сотрудники деканата поддерживают тесную связь с общевузовскими кафедрами по вопросам организации учебного процесса на факультете.

Качество знаний студентов на факультете рассматривается как основной критерий эффективности работы профессорско-преподавательского состава. Деканат и коллективы кафедр уделяют большое внимание разработке и внедрению различных форм и методов контроля за эффективностью учебного процесса, качеством усвоения учебного материала, способностью выпускников проявлять знания, умения и навыки в практической деятельности, формированию профессионально-значимых компетенций.

 Учебные программы дисциплин и практик, диагностические средства

По всем дисциплинам учебного плана специальности 111201.65 и 111801.65 «Ветеринария» и направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза» имеются в наличии учебные методические комплексы дисциплин (УМКД), структура и содержание которых включает необходимый минимум дидактических единиц, предусмотренных ГОС ВПО специальности «Ветеринария» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Структура УМКД соответствует требованиям письма Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-357 ин/13. Учебно-методические комплексы разработаны в соответствии с требованиями письма Рособрнадзора от 17.04.2006.

УМКД рассмотрены на заседании кафедр, утверждены проректором по учебной работе академии.

Учебные программы дисциплин учитывают базовые, основополагающие и современные инновационные подходы к трактовке актуальных проблем. Содержание учебных программ дисциплин соответствует целям, задачам и специфике образовательной программы, а также требованиям к содержанию подготовки специалиста, определенного по ФГОС ВПО.

Профессорско-преподавательским составом, привлекаемым к реализации ООП, разработаны учебно-методические комплексы на основе ГОС ВПО и ФГОС ВПО, которые состоят из рабочей программы включающей планы лекционных, семинарских и практических занятий; вопросы к коллоквиумам зачетам и экзаменам, примерные темы рефератов, темы и методические указания по выполнению курсовых работ, фонды контрольных заданий, тестовые материалы, комплект образцов экзаменационных билетов, перечень программного обеспечения, сведения об оснащенности учебного процесса и др., которое отражено в УМК по каждой дисциплине. УМКД имеются на бумажных (электронных) носителях на кафедре, в деканате факультета, что позволяет обеспечить к ним постоянный доступ студентов.

УМКД ежегодно рассматриваются на заседаниях кафедр с внесением имеющихся изменений (обновление литературы, оснащенности дисциплины, диагностических средств и др.), затем утверждаются проректором по учебно-методической работе. Учебные программы дисциплин по качеству содержания, методике построения, перечню учебной литературы, учебно-методических указаний, специализированных периодических изданий, интернет-ресурсов отвечают современным требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов. В УМК дисциплин по каждой теме изучаемых разделов представлены виды и объем самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной), что мотивирует и развивает у студентов познавательные способности в учебном процессе. Диагностические средства (экзаменационные билеты, тестовые задания, комплексы контрольных заданий и др.) представленные в УМК дисциплин по перечню и уровню сложности контрольных вопросов к проведению текущего контроля (зачетов, экзаменов) соответствует требованиям к знаниям и умениям выпускников.  

 Анализ самостоятельной работы студентов

Цель СРС – научить студента осмысленно и самостоятельно работать с начала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Содержание самостоятельной работы студентов по каждой учебной дисциплине включено отдельным разделом в учебно-методические комплексы, где отражены формы САРС, виды контроля, методическое обеспечение.

При изучении каждой дисциплины организация САРС представляет единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа; аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Результаты выполнения самостоятельной работы учитываются на коллоквиумах, зачетах, экзамене, при выполнении курсовых работ.

Самостоятельная работа студентов организуется на кафедрах, в библиотеке и читальном зале академии, а также в Областной библиотеке им. В.И. Ленина и др. К основным видам самостоятельной работы, выполняемой студентом, относятся: сбор и систематизация исходного материала для курсовой работы, работа с литературными источниками при составлении рефератов, изготовление наглядных пособий, участие в научно-исследовательской работе, освоение практических навыков ветеринарного специалиста на базе Учебно-клинического центра факультета, а также ветеринарных клиниках г. Нижнего Новгорода. Такой перечень видов самостоятельной работы позволяет студенту лучше усвоить теоретические знания и соответствует требованиям к выпускникам по специальности «Ветеринария» и направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза» в соответствии с ГОС и ФГОС ВПО.

 Организация практики на ветеринарном факультете

В соответствие с ГОС и ФГОС ВПО подготовки студентов по специальности 111201.65 и 111800.65 «Ветеринария» учебным планом предусмотрены следующие виды практик: учебная, учебно-клиническая, производственная. Практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. По каждому виду практики (учебная, учебно-клиническая, производственная) существуют программы, в которых отражены цели и задачи практики, общие положения, место прохождения и порядок организации, обязанности руководителя со стороны кафедр.

Учебная практика организуется согласно учебного плана на 1 и 2 курсах, продолжительностью две недели, на базе академии, учебном хозяйстве «Новинки» Богородского района по дисциплинам: анатомия домашних животных, биология с основами экологии.

Учебная (2 недели), учебно-клиническая (4 недели), производственная (14 недель) практики проводятся на 3, 4 и 5 курсах, соответственно, путем индивидуального направления студентов согласно приказу ректора по путевкам на сельскохозяйственные базовые предприятия, птицефабрики, районные станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные клиники города с оформлением договоров между предприятиями и ФГБОУ НГСХА.

При подготовке бакалавров «Ветеринарно-санитарной экспертизы» предусмотрена учебная практика, которая организуется согласно учебного плана на 1 и 2 курсах, продолжительностью три недели, на базе кафедр академии, учебном хозяйстве «Новинки» Богородского района, ипподроме г. Н.Новгорода по дисциплинам: анатомия сельскохозяйственных животных, биология с основами экологии, микробиология, ветеринарная вирусология, ветеринарная фармакология и др.

Производственная практика (8 недель) проводится на 3 и 4 курсах, соответственно, путем индивидуального направления студентов согласно приказу ректора по путевкам в государственные лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках, предприятия по переработке сырья и продуктов животного и растительного происхождения, в управления (транспорте, пунктах пропуска границы), референтных центрах Россельхознадзора, птицефабрики с оформлением договоров между предприятиями и ФГБОУ НГСХА. Каждому студенту назначается руководитель практики приказом ректора. Места прохождения практик студентами согласуются с Комитетом Государственного ветеринарного надзора по Нижегородской области.

По итогам всех видов практик студенты представляют на кафедру дневники и отчеты, с последующей защитой их перед кафедральной комиссией. На факультете по итогам практики проводятся научно-практические конференции, на которых обсуждаются вопросы передового опыта, приобретенного на сельскохозяйственных предприятиях и ветеринарных клиниках, методики и результаты научных исследований и т.д.

Отмечаются положительные и негативные моменты во время прохождения практики студентами.

На факультете имеется следующая нормативная документация, регламентирующая организационную и содержательную стороны практики:

– приказы, инструктивные письма Министерства образования и науки Российской Федерации;

– положение об организации практик студентов очной формы обучения;

– учебные планы;

– договоры с базами практик;

– графики прохождения практик;

– списки студентов с указанием баз прохождения практик;

– инструкция по охране труда для студентов;

– зачетные ведомости о прохождении практики студентами;

– отчетная документация студентов;

– письма с мест прохождения практики (благодарности). 

Использование инновационных методов в учебном процессе

На факультете используются новые методы обучения и средства активизации познавательной деятельности студентов. В этой работе выделяются этапы: общая и специальная подготовка.

На этапе общей подготовки: все виды занятий направлены на активизацию самостоятельной работы (используются лекции всех видов (по целевому назначению, по форме обучения, по форме организации), семинарские занятия (рефераты, дискуссии, коллоквиумы, деловые игры); лабораторные (практические) занятия (опыты с биологическими объектами, методы оказания врачебной помощи животным, выездные занятия, моделирование реальных задач);

На этапе специальной подготовки: обязательное участие студентов в НИР; наличие студенческих публикаций как обязательное условие отличной оценки при итоговой аттестации выпускника; ориентация на региональные нужды через постановку заданий на курсовые и дипломные работы; развитие системы дополнительной подготовки.

В процессе реализации основной образовательной программы широко используются различные формы и методики проведения учебных занятий: лекции с использованием мультимедийного оборудования, семинарские занятия, практические занятия, выездные занятия с участием практических работников, блоки, коллоквиумы, практикумы.

Для активизации учебного процесса по дисциплинам специализаций кафедрами применяются различные формы и методы обучения:

– рейтинговая оценка знаний студентов

– промежуточный контроль знаний в форме тестирования, тематических контрольных работ, экспресс-опроса и др.

– текущий контроль в форме написания рефератов, отчетов и др.

– аттестация по намеченному графиком объема работ

– защита курсовых работ.